Меню

Салон-магазин на Бабушкинской

Большой выбор по доступным ценам

Москва, ул. Менжинского, д.13, корп.1
Ежедневно с 10 до 20
0 товаров на 0

Москва, ул. Менжинского, д.13, корп.1

Ежедневно с 10 до 20

Каталог +

Мозаика на Руси и в более поздние времена

20 августа

Славилась Русь мастерами умелыми. Во все времена давние было так. И доселе традиции от дедов перенимаем. Множество рукотворных памятников осталось в истории, но еще больше предстоит создать…

Мозаика на Руси и в более поздние временаВо многих областях умений наши предки смогли добиться удивительного мастерства. Одной из них было умение работать со стеклом. Стеклодувы извечно казались волшебниками, потому как выходившие из-под их рук чудеса по-другому и назвать-то нельзя. Но была и еще одна сфера применения их талантов – мозаика и смальта. Вероятно, многое не дошло до наших дней, но и то, что открыто нашему взору, заставляет восхищаться виртуозным умением создавать настоящие произведения искусства из стекла.

Киевская Русь и ее культурные центры: Чернигов и Киев смогли донести до нас, как мощно было развито стеклоделие. Обилие монастырей давало возможность людям, в них находившимся, целиком и полностью отдавать себя на изучение технологий и их модификации в поисках совершенства. В сущности, практически все создававшееся шло на отделку духовных учреждений: соборов и церквей, которые своим внутренним и внешним убранством могли ослепить любого. В людях была сильна вера, и они украшали эту веру, как только могли.

Великолепные изразцы, которые ныне стали музейными экспонатами, свидетельствуют об уровне достигнутого нашими предками мастерства. Примечательно, что многие европейские мастера ездили в Киевскую Русь изучать мастерство изготовления эмалей, о чем свидетельствуют летописи. Техническое и художественное мастерство было столь велико, что была создана широчайшая палитра эмалей, благодаря которой отделка никогда не повторялась. Мозаичные полы и мозаичная живопись, как и керамическая плитка в Италийском государстве той поры, поражали всяк их увидевшего, поскольку могли отразить в своем богатстве всю полноту божественных ликов. А это и было на тот момент основным индикатором уровня совершенства.


Мозаичная напольная плитка не могла, к сожалению, сохраниться в том же великолепии, как мозаичная роспись соборов. Сейчас любой посетитель Софийского собора в Киеве может полюбоваться ликом «Богоматери-Оранты». Точнее, той часть, что осталась. Ниже ее сохранились рисунки в более лучшем качестве. Есть и лик Спасителя, который взирает на уже много веков, напоминая о времени минувшем. Эта мозаичная живопись была создана еще во время правления Ярослава Мудрого.  Мозаика на Руси и в более поздние времена

Искусство создания мозаики не прекратило своего мерного хода. Исторические события накладывали определенные ограничения на возможность его бурного развития. Но к 18 веку, когда вся Европа оживленно ринулась в науки, и в России опять разгорелся интерес к мозаичному искусству. Воздавая историческую справедливость, интерес разгорелся не сам, а ему помог в этом Михаил Васильевич Ломоносов.

Именно он смог фактически не только воссоздать, но и намного продвинуться вперед в технологиях мозаичного дела. Ломоносов не стал придерживаться рамок известного, а стал новатором, предложив решения, которые в конечном итоге и привели его к оглушительному успеху. Его мастерство достигло таких высот, что русский гений стал создавать шедевры, которые были на равных с итальянскими творениями, а подчас и превосходили их. И это при условии, что Ломоносов изучал мозаичное дело – с нуля.

Хоть сейчас мозаика и ассоциируется у нас лишь с зарубежным опытом и историческими раскопками, не за горами тот час, когда мир вспомнит о гениальности русских мастеров в изготовлении мозаики. Эта вера тверда, как клинкер, и элегантна, как сама мозаика.